**Зайцы как индикатор детского цинизма. Азбука перемен. 12.04.2011.**
В одной московской школе проводили благотворительное мероприятие. Специально говорю казённым языком. Потом поймёте, почему. Обыкновенная школа, окраина города. Пятых классов, которые, собственно, были охвачены - восемь. Мероприятие было задумано в помощь Гринпису. Пятиклашки что-то шили-лепили несколько месяцев, в субботу продавали это родителям и прочим школьным гостям, а заработанное предполагалось складывать в коробочку. Стоп. Дальше святочная история заканчивается. Кто-то зайцев шил, а кто-то из одноклассников покупал зайцев у творца и, отойдя к соседнему столу, пытался продать вдвое дороже. При этом врал, что потратил на зайца пару месяцев. Дальше – больше. Основные трудности у детей возникли на этапе передачи заработанного в общую копилку. Почти все постарались хоть 20 рублей, но зажать, оставить себе. Те герои, которые честно выкладывали всю сумму, были заклеймены сверстниками лохами. Всё. Кошмар и гибель идеалов. Напрашивается простейший ответ: а чего же вы хотели? Время такое. Все рвачи и индивидуалисты. Посмотрите вокруг. Смотрю. Но не ужасаюсь. Наше, взрослых, отношение к жизни передалось детям. Просто они не маскируются. Ценности, которые исторически в России никогда ценностями не считались, в карикатурном виде и транслируются нашими детьми. Что плохого в предприимчивости? В настойчивости? В желании рисковать и брать ответственность на себя? Вообще-то, ничего. Но если рядом с ними не стоят такие ценности, как доброжелательность и доверие, то велик риск получить то, что моя знакомая и наблюда... »»»
**Зайцы как индикатор детского цинизма. Азбука перемен. 12.04.2011.**
В одной московской школе проводили благотворительное мероприятие. Специально говорю казённым языком. Потом поймёте, почему. Обыкновенная школа, окраина города. Пятых классов, которые, собственно, были охвачены - восемь. Мероприятие было задумано в помощь Гринпису. Пятиклашки что-то шили-лепили несколько месяцев, в субботу продавали это родителям и прочим школьным гостям, а заработанное предполагалось складывать в коробочку. Стоп. Дальше святочная история заканчивается. Кто-то зайцев шил, а кто-то из одноклассников покупал зайцев у творца и, отойдя к соседнему столу, пытался продать вдвое дороже. При этом врал, что потратил на зайца пару месяцев. Дальше – больше. Основные трудности у детей возникли на этапе передачи заработанного в общую копилку. Почти все постарались хоть 20 рублей, но зажать, оставить себе. Те герои, которые честно выкладывали всю сумму, были заклеймены сверстниками лохами. Всё. Кошмар и гибель идеалов. Напрашивается простейший ответ: а чего же вы хотели? Время такое. Все рвачи и индивидуалисты. Посмотрите вокруг. Смотрю. Но не ужасаюсь. Наше, взрослых, отношение к жизни передалось детям. Просто они не маскируются. Ценности, которые исторически в России никогда ценностями не считались, в карикатурном виде и транслируются нашими детьми. Что плохого в предприимчивости? В настойчивости? В желании рисковать и брать ответственность на себя? Вообще-то, ничего. Но если рядом с ними не стоят такие ценности, как доброжелательность и доверие, то велик риск получить то, что моя знакомая и наблюдала в московской школе. Вы можете возразить, что не надо обобщать, просто учителя не доглядели и не дообъяснили, что такое благотворительность. Проблема в том, что и многие учителя к тем ценностям, что дети продемонстрировали, склонны. Либо просто не знают, как с ними быть: бороться или помалкивать?
Ничего хорошего в описанной ситуации нет. Изменить её – задачка не из простых. Но примеры успеха, преодоления такой ценностной сумятицы мировая практика знает. Послевоенная Германия, например. Уровень недоверия между людьми, по оценкам социологов, превышал 90% . У нас сейчас показатели лучше, хотя и не намного. Немцы были тогда нацией, потерпевшей поражение. Страна была оккупирована. Но смогли. Мы же – нация победителей. Нам, как барону Мюнхаузену, предстоит сами себя вытаскивать из болота. А что такое благотворительность, действительно надо рассказывать. С примерами, чтобы она не казалась абстрактной. И может, стоит поднять ребят не для помощи всемирному Гринпису, а простому приюту для бездомных кошек и собак в их микрорайоне рядом со школой? Или сагитировать их писать письма старикам в дома престарелых, стать такими внуками по переписке? Ну а главное, что нужно объяснять, что благотворительность и материальная выгода плохо совместимы. Выгода тут только для души. А о ней думать никогда не рано.