@viperburrow, сравнивать можно.
Оба самолёта стали первопроходцами в переходе от бипланов к монопланам, да и года разработки рядом совсем 1933(Ишак) и 1934(Мессер).
Но Поликарпов пошёл по пути создания компактного самолёта при площади крыла соответствующей бипланам, это упростило центровку и сделало самолёт соответствующим бипланам по горизонтальному виражу увеличив скорость и скоропдъёмность за счёт компактности.
А вот Мессершмитт сделал самолёт длиннее, с рядным двигателем жидкостного охлаждения(менее надёжным чем у Ишака), зато с меньшим аэродинамическим сопротивлением. Так что потеряв в вираже, худой выиграл в максимальной скорости и наборе скорости в пикировании.
В итоге, отойдя от тактики собачьей свалки времён ПМВ и гражданской войны в Испании, немцам принадлежала инициатива в воздушных боях. Худые могли как уйти из боя при невыгодных условиях, так и проводить атаки в стиле соколиного удара, не подвергая себя риску быть сбитыми. А вот для Ишаков единственным вариантом ведения боя была карусель, но для её исполнения требовалась хорошая выучка пилотов, которых уже к осени 41 осталось раз-два и обчёлся.