В России законопроекты о введении всеобщего обучения появлялись с начала царствования Александра II (они разрабатывались Особым комитетом, созданным по Высочайшему повелению 28 июля 1861 года). Однако вскоре было осознано, что введение обязательного обучения, возможно только после обеспечения общедоступности школ на всем пространстве Империи, что являлось чрезвычайно сложной задачей. Большинство положений о всеобщем обучении получили силу закона 3 мая 1908 года.
Ставилась задача обеспечения доступности школ для всех детей с радиусом 3 версты. Именно эта проблема (обеспечения физической доступности школ и наличия на местах квалифицированных специалистов), учитывая протяженность страны, была самой трудной. Но после 1897 года она успешно решалась главным образом за счет сотрудничества Министерства народного просвещения и земств. В результате к 1917 году в стране были построены «школьные сети», до сих пор составляющие основу образовательной системы России и других государств, входивших в Российскую империю. К 1914 году, например из 441 уездного земства 15 земств полностью осуществили всеобщее обучение, 31 были близки к осуществлению, 62% земств предстояло менее 5 лет для осуществления плана, а 30% от 5 до 10 лет [Начальное народное образование 1916, 146]. В СССР всеобщее обязательное обучение (четырехлетнее) было введено только 14 августа 1930 года Постановлением ЦИК И СНК Союза ССР «О всеобщем обязательном начальном обучении».
Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80 % — больше, чем, например, в итальянской армии. По данным Военно-статистического ежегодника за 1912 год среди рядового состава армии из 906 тысяч человек числилось 302 тысячи «малограмотных» («неграмотные» не числились).
К 1916 году в Российской империи было около 140 тысяч школ разных типов. Всего в Российской Федерации сейчас 135,5 тысяч образовательных учреждений всех типов и форм собственности (то есть не только общеобразовательных, но и профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования и т.д.). Таким образом Российская империя уже в начале ХХ века по инфраструктурным параметрам школьной системы (например, отношение числа школ к количеству населения, равно?
@Numizmat, разбор лжи Сапрыкина, на которую ссылается лживый автор этой лживой статьи, которую ты по всей видимости утянул с неполживого сайта неполживой радиостанции Эхо Москвы, можно почитать здесь:
Накануне Первой мировой войны показатель грамотности новобранцев в Российской Империи составлял 70-80 % — больше, чем, например, в итальянской армии.
Это всегда интересно. У Питерима Сокрокина, на которого ссылается Сапрыкин, число грамотных 62,62%. У Сапрыкина 62,62% грамотных превращаются в не более чем 30% неграмотных. А у журналюх не более чем 30% неграмотных превращаются в 70-80% грамотных.
@Putnic, Следующий сапрыкинский подлог: По альтернативной оценке в 1914 году только в начальных школах училось 8,9 миллионов учеников
Однако если мы откроем «Статистический ежегодник России» за 1915 год, то на указанной Сапрыкиным странице обнаружим следующий текст:
К 1 января 1914 г. всех учебных заведений в империи (с 8 финляндскими губерниями) насчитывалось 135.223 с 9.053.399 учащимися...
Из общего числа 8.902.621 учащихся, распределенных по категориям (не распределено по категориям учебных заведений 150.778 учащихся), 7.410.833 обучались в низших школах (81,9%), 529.522 в общеобразовательных средних учебных заведениях (5,8%), 290.082 в специальных средних и низших школах (3,2%) и 72.786 в высших учебных заведениях (0,8%). Остальные 599.398 учащихся (6,6%) обучались в частных учебных заведениях всех 3 разрядов, в училищах при церквах иностранных исповеданий, в училищах для слепых и глухонемых и в различных нехристианских школах религиозного характера
(Статистический ежегодник России. 1915 г. (год двенадцатый). Пг., 1916. Отд.I. С.144)
То есть в «Статистическом ежегоднике» 8,9 млн указано как численность всех российских учащихся, включая средние и высшие учебные заведения, а не только учеников начальных школ, как лжёт Сапрыкин.
А что средние и высшие, до этого не учились в начальных ? :]] ну перегибы есть конечно, но всё же приписывать власти советов что это они всех научили. а до этого ни кто не учился, такие же перегибы..
В том что касается армии наглядней выглядит вот здесь:
Вчера, наконец, посмотрел в библиотеке «Военно-статистический ежегодник армии за 1912 год». На с.372–375 там приведена таблица «Состав нижних чинов во всей армии в 1912 году, по образованию, семейному положению, сословности, национальности, вероисповеданию и роду занятий до поступления на службу». Вот её часть, посвящённая грамотности (с.372):
«Примечание. Нижних чинов, получивших образование в различных школах, ничтожное, всего 10,74%. Остальная масса (89,26%) не получила никакого образования.
Грамотных, т.е. умеющих читать и писать, около половины всего состава (47,41%), умеющих только читать — 24,09%, остальные вовсе неграмотны — 28,59%» (с.374–375)
Таким образом, в 1912 году среди нижних чинов русской армии грамотных было меньше половины (если считать с казаками, то 48%). Ещё 24% стыдливо именовались «малограмотными», умея только читать.
Ещё один интересный момент: грамотных среди нижних чинов (без казаков) 47,41%, а закончивших школу (хотя бы начальную) — всего лишь 10,74%. Рассуждая о дореволюционных «успехах» на ниве народного просвещения, часто забывают, что начальное образование — это нечто большее, чем просто умение читать и писать. Злодеи-большевики, издеваясь над народом, ввели всеобщее обязательное начальное обучение, заставляя всех детей 4 года мучиться в школе. А вот царские власти были гуманными, они понимали, что крестьянским детям учиться недосуг. Походил годик-другой в школу, научился кое-как чтению и письму — и хватит, быдлу большего не требуется.
@Putnic, да я на самом деле и не спорю.. просто не люблю разделение, которое собственно и принесли большевики узурпировав власть и развязав гражданскую войну.. ДО РЕВОЛЮЦИИ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ.. мы страна и народ со своей историей и не важно кто был у руля.. Романовы восхваляли Петра и опускали Грозного, Коммунисты рассказывали какие они хорошие и какая плохая Империя, Демократы поносили всё советское.. а на деле всегда и всё делал народ и будет делать народ, а не Единая Россия как говорят сейчас..
@Numizmat, развязали гражданскую войну те, кто выступал против большевиков. В т.ч. такие, как будущий нацисткий прихвостень Краснов, дававший слово офицера не поднимать оружия. Власть большевики не узурпировали, власть была отдана советам, которые на тот момент большевистскими не были.
В том что касается непрерывности истории, в целом согласен. Тут, эта самая, диалектика. С одной стороны, то что было после революцию, является отрицанием предшествующего периода, с другой стороны его продолжением.
@Putnic, Вот казаки сейчас обсуждают тему дальневосточного гектара и думают делать организовано станицу А что Ваши ребята из Красной линии по этому поводу думают ? Собираетесь ? Покажете класс, как могут настоящие коммунисты работать, ударную пролетарскую стройку ? Я уверен потомки Стаханова не подведут..
@Numizmat, я не знаю кто такие ваши, не ваши и не наши. КПРФ там какие-то движения предпринимает. Не удивлюсь если вместе, с так называемыми, казаками.