@kotmaster, «Конвой PQ-17» — российский художественный многосерийный цветной телевизионный фильм, снятый по мотивам романа «Реквием каравану PQ-17» советского писателя В. С. Пикуля.
Хм.. я читал "Реквием каравану PQ-17", а фильм сериал видимо не полностью посмотрел. Кстати, в книге Пикуль говорит что англичане, к примеру, не признают атаки нашей лодки, приписывают атаку своей лодке. Хотя это больше похоже на сказку.
@kotmaster, Черчилль и про Тигиран в 53-м кричал что его контрразведка обнаружила диверсантов, Сталин посмеялся и вывел в зал 6 немецких диверсантов, любят они чужие заслуги себе приписать.
Практически все историки сходятся во мнении: Лунин в "Тирпиц" не попал, предположительно был потоплен эсминец сопровождения. Сам "Тирпиц" потопили в 1944 году англичане
Иван Александрович Колышкин , контр-адмирал, Герой Советского Союза (первый награжденный среди подводников). В годы Великой Отечественной войны командовал на Северном флоте дивизионом, а затем бригадой подводных лодок. Автор книги "В глубинах полярных морей" Воениздат. 1964.
Он написал за шесть лет до выхода "Реквиема".
"В 18.01 с дистанции семнадцати кабельтовых лодка выпустила по “Тирпицу” четыре торпеды с интервалом в четыре секунды. Тут же Лунин увел лодку в сторону и на глубину. Над головой молотили винтами воду миноносцы — их шум хорошо слышал гидроакустик.
Через 2 минуты 15 секунд во всех отсеках лодки хорошо различили два взрыва. Вздох облегчения вырвался у людей.
Охранение не обнаружило лодку после атаки. Лишь спустя шестнадцать минут где-то в стороне трижды раздался глухой протяжный грохот.
Когда в 19.09 “К-21” всплыла под перископ, горизонт был чист. Лунин приказал старшине радистов Горбунову передать командованию донесение об атаке “Тирпица”.
На следующие сутки наша разведывательная авиация обнаружила эскадру у норвежских берегов. Она возвращалась домой, отказавшись от попытки нанести удар по конвою. Вскоре “Тирпиц”, по разведданным англичан, был поставлен в ремонт.
Что же касается Лунина, то его воинский подвиг неоспорим. Мастерски прорывал он охранение, мастерски маневрировал, идя с расчетливым риском навстречу смертельной опасности. “К-21” сделала то, что не решились или не захотели сделать англичане: она стала на пути главных сил противника, чтобы заставить их повернуть назад и тем самым спасти от окончательного разгрома конвой PQ-17. Наш союзник, обычно столь щепетильный в вопросах морской чести, оказался явно не на высоте. Ведь защита охраняемых всеми силами и мерами транспортов составляет суть любой конвойной операции. И решение бросить без боя транспорты на произвол судьбы трудно назвать мягче, чем недобросовестное, независимо от мотивов, которыми оно было продиктовано.
Атаку Лунина тщательнейшим образом разобрало командование бригады. Действия его были признаны вполне правильными, отвечающими обстановке. Все мы отдали должную дань его беззаветной боевой дерзости и изумительной выдержке — качествам, которые проявил он в этом трудном бою. А “К-21” вскоре после этого стала Краснознаменной".