VIP
Чтобы писать и оценивать комментарии нужно войти или зарегистрироваться
  • Оживание козы знаменовало собой оживание весной нивы, садов, пастбищ, природы вообще. Смех носил магическое значение - отгонял злые силы, кроме того верили, если смеяться в новогоднюю ночь то и весь год пройдет со смехом, весело и счастливо. В заключение щедровальники провозглашали стихи с пожеланиями счастья, добра в новом году и просили вознаграждения, для Козы, Маланки или других ряженых персонажей. "Дайте денег, колокола залатать, чтобы было чем биться", "дайте козе на сено", "Маланке на фартук", "деду на табак".

    Хозяева вместо денег или лакомства предлагали Козе сена, соломы, овса, свеклу, на что щедровальники отвечали, что их коза этого не ест, она любит свежие булки, пироги, а также рюмочку и шкварками, ветчину и колбасу. Услышав о гостинцы домой вваливались "цыгане" с "медведем" и думали, танцевать, предлагали подковать лошадей, или одного из домашних, хозяева на помощь звали стражников, которые также были среди ряженых и те провожали из дома шумных гостей, за что получали вознаграждение от хозяев.

    Попробуем высказать определенные предположения и гипотезы относительно обрядовых действий и некоторых персонажей новогоднего карнавала. По Козу говорилось выше, а теперь проанализируем другую главную лицо - Маланку. Исследователи украинский новогодней обрядности считают, что христианская святая Мелания, день памяти которого отмечался в последний день года, заменила более древний образ богини Макоши (Мокошь).

    Богиня Мокошь вошла в пантеон важнейших языческих богов Древней Руси, идолы которых Владимир установил на горе. Она была покровительницей женщин, помогала роженицам во время родов, способствовала в женских делах - особенно прядении. Считалась также богиней дождя, сестрой Солнца. [17, c. 109]. Б. Рыбаков считает ее богиней плодородия "земного плодородия" и посредницей между небом и землей [, c. 128] Б.А. Рыбаков. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. - 784 с. ] Исследователь индо-украинских связей С. Наливайко выводит слово Мокошь из индийского, что в переводе означает Великая Богиня (С. 94)
  • В это время в сенях начинала блеять и топать коза. Щедровальники просили хозяев впустить и ее в дом погреться, она вон в ножки замерзла и в рожки замерзла. Хозяева поначалу отказывались, придумывая различные причины, коза пол попортит, вазоны съест детей попугаю. Деткам очень хотелось увидеть козу, они просили родителей впустить ее в дом. Щедровальники всячески расхваливали свою козу: она, мол, и хорошенькая и умненький, танцует и петь умеет, побасенки рассказывает, людей веселит. Хозяева наконец соглашались.

    Войдя в дом, коза сначала пугала присутствующих, пытаясь их боднуть рогами, а потом под пение щедрувальников воспроизводила в танце то, о чем пелось в щедривци. Все заканчивалось тем, что приходили стрельцы или ребята-молодцы и ударили (Встрелилы) козу в правое ушко, в самое сердушко, или же под левую или правую ногу, коза упала, ноги задрала, или же упала и неживая стала. Одним словом, коза умирала.

    Что же означал этот ритуал? Почему козу непременно было убивать? Ведь коза была символом (божеством) плодородия нивы. Кстати и по ныне частичку нескошенной нивы, или неубранной грядки называют козой. В греческой и римской мифологии боги плодородия и урожая также имели признаки сходства с козой. В древности люди заметили, что на земле, где стояла домашняя скотина, растения растут гораздо лучше, дают больший урожай. О влиянии козы на плодородие нивы поется и в народных украинских щедровках:
    Где коза ходит, там жито родит, Где не бывает, там полегает, Где коза топ-топ, Там ржи семь куч, где коза рогом, там ржи стогом, где коза хвостом, там ржи кустом ...

    (Подольские епархиальные ведомости. -1897.-N 52-52.-С.1392.)

    Очевидно смерть козы - символизировала зимнюю смерть растительности, нивы. Однако в ритуале главное было не смерть козы, а ее оживляння. Все присутствующие в доме, а также щедровальники пытались оживить козу, рассмешив ее. Для этого все средства были хороши, лишь бы коза засмеялась, начала сопротивляться, подала признаки жизни. Ее "лечил" "врач", комментируя при этом свои действия так, что все в доме смеялись, турчалы козе в уши, считали зубы, чтобы убедиться старая или молодая, был и крайний (срамных) метод - пробовали "проверить, коза доится ". Поскольку по народным традициям козой переодевались парни, это, как правило, приводило козу в себя, она сопротивлялась, видиралася, подавала признаки жизни.
  • Исследователь украинский новогодних обрядов "Коза" и "Маланка" А. Курочкин пишет: "В некоторых селах украинский Поднестровья (села Голосков, Кептинцы Каменец-Подольского района Хмельницкой области) по рассказам информаторов, вместо парня на роль Маланки выбирали хорошую дородную женщину, которая имела детей и была счастлива в браке "(С.201)

    Козой был парень в вывернуть шерстью вверх шубе, рога делали из рогатины к которой прикрепляли две дощечки (рот), и прядь пеньки (бороду), рот открывался и хлопая закрывался, что пугало детей. Между рогами цепляли звонка, сзади - хвост из веника. Медведями одевались сильнейшие парни, которые хорошо умеют бороться. Их костюмы составляли вывернуты мехом вверх кожухи, к ногам привязывали клочья соломы, сена, или овечьи шкуры, из шкур изготовляли и маски. Журавлем был парень на ходулях, или с длинной шеей, которую делали из шеста.

    В девичьем группе роль Маланки и Василия выполняют девушки. Девушки "впитывают Маланку в хвату, как молодую обквитчають цветами, Василия подбирают тоже из девушек, надевают на Василия хорошие брюки, френч, шапку, подводят усы. Обоих хорошо подрисовывают. Кое девушки щедривници ограничивались лишь одним костюмированным персонажем - Маланкой "(Курочкин Укр. Нов. Обряды" Коза и Маланка С. 216-217).

    Подойдя к окну, ряженые в песенной форме просили у хозяев разрешения щедровать:
    "Гой Иван, Ванечка, Пусти в хату Маланочку." "Пустите в дом погреться пяти, Пустите к печке погреть зубы, Пустите к печи согреть плечи ..." (Курочкин ... - С. 139)

    Приход ряженых был хорошим признаком, поэтому их обычно охотно приглашали в дом. А.В. Курочкин высказывает предположение, что ряженые щедровальники является олицетворением "представителей потустороннего мира, навещают живых родственников в определенные праздничные сроки и обязательно ночью". (Курочкин А. В. Украинский новогодние обряды "Коза" и "Маланка" (из истории народных масок) - М. 1995 .- С. 132.

    Домой щедровальники заходили, только получив разрешение хозяев. В доме сначала выполнялись величальные щедривки для каждого члена семьи, потом пели песни о Маланку. Маланка в это время пряла кудель, пританцовывала, движениями имитировала действия, воспетые в щедривци, показывая, какая она хорошая хозяйка, все делала наоборот: подметала дом от порога до стола, обувь клала на стол, тарелки под стол, пыталась помочь хозяйке пидбилиты пол, или помыть глиняные стены.

    Хозяева стремились помешать ей "наводить порядок" и внимательно следили, чтобы Маланка ничего не украла. Это за ней также водилось, ведь за краденую вещь она просила дополнительном выкупе, либо угрожала продать ее в следующей комнате, там мол, больше дадут. Иногда ей специально клали какую девичью вещь, чтобы Маланка ее украла, это предвещало девушке скорое замужество.
  • В отличие от Святого вечера при Щедрой ужина накрывают богатый стол, где преобладают мясные блюда. В некоторых селах Винницкой, даже кровянки, которые являются традиционным новогодним блюдом, называют "Маланка". Второй раз в течение зимних Святок готовят кутью. Выпекают и специальные хлеба "Маланку" и "Василия" (

    Как только женщина замешивала кадку для выпечки обрядового новогоднего хлеба, не моя рук от теста, она шла вместе с мужем пугать дерева, которые плохо родят. Оруженосец топор, или палку, женщина перевесла, сделанные из дидуха (соломы, лежавшую на полу от Святого вечера). Подойдя к дереву, мужчина трижды стучал по нему обухом топора, или палкой и сказал: "А чего ты, груши, нерождающая? Я тебя срублю, изрублю! Или: "Не будешь рожать, буду рубить, а будешь рождать, буду уважать". За дерево отвечала жена: "Не руби меня, а перевяслом положи, я тебе еще пригожусь". После этого женщина обтирала руки от теста о дерево и перевязывала его перевяслом.

    В народе верили, что после таких процедур дерево испугается и обязательно даст хороший урожай. Ведь на Маланки, особенно в Новогоднюю ночь, растения понимают человеческую речь, а животные даже сами говорят по-человечески. Кстати, животные в эту ночь могли пожаловаться Богу на хозяев, если те плохо с ними обходятся. Поэтому в этот день скот ухаживают очень тщательно, хорошо кормят, чистят, холят.

    А еще на Маланки хозяйки тщательно Чепур, пидбилюють печь, ведь в ночь накануне Нового года она танцует, отдается. Вот какие пояснения относительно чествования печи в новогоднюю ночь, записанные в разных регионах Украины, приводит профессор С. И. Килимник: "Посему печь на Маланки должна быть чисто испачканы," чтобы не проклинала, не испачканы "Никто в эту ночь не спит на печи, не сидит, ничего на ней не кладут, потому что тяжело ей танцевать "..." Пусть отдохнет ". "Василий с Маланкой приходит танцевать на печи - чтобы им не препятствовать" ... На печь кладут овес - "на каравай, так как у нас на свадьбе, и ей дается овса, как поживает отдает". "Чтобы было чем коня кормить, а она едет в город, на поединок"

    С наступлением сумерек по селу ходили ватаги щедрувальников в карнавальных костюмах с музыкантами. Среди групп преобладали мальчишники общины ряженых, отдельно ходили и группы девушек. Для щедрувальников, как и для колядников, не существовало половых ограничений, однако девичья Маланка основном щедровали под окнами, а группы ряженых парней просились в дом, и персонажей в масках в мальчишник Маланке было значительно больше.

    Среди ряженых часто встречаются образы Маланки, Василия, козы, деда с бабой, цыган, медведя, журавля, кота ... Маланкой был парень в заплатанной юбке, старой платке, брови и глаза подведены сажей, лицо выбеленные мелом, щечки и губы крашеные красной свеклой или калиной. В руках Маланка носила кудель. Она очень любила целоваться со всеми, кто подвернется, при этом обму...
  • Рудименты "маланки" или "Щедрова дня" в культуре "Московской Руси" содержаться в танцах ряженых с козой на святки во время Рождества.
  • Маланка - древнерусский праздник, традиция которого полностью утрачена в "московской руси" в канун Старого Нового года или святого Василия Великого (14 января). Традиционный обряд с использованием масок и костюмов, которые большинство ряженых делают вручную. Праздник Маланки отмечают накануне Нового года (31 декабря по старому стилю, 13 января по новому), еще его называют щедрым вечером , или Щедрой (Второй) кутьей . По христианскому календарю 31 декабря - день преподобной Мелании .

    В отличие от Святого вечера , во время Щедрой ужина накрывают богатый стол, где преобладают мясные блюда. В некоторых селах Винницкой , даже кровянки , которые являются традиционным новогодним блюдом, называют «Маланка». Второй раз в течение зимних Святок готовят кутью. Выпекают и специальные хлеба «Маланку» и «Василия» .

    В дохристианскую эпоху праздник назывался Шедрый День выполнял важные религиозно-магические функции, но со временем этот обычай превратился в веселое развлечение, маскарад.

    В христианскую эпоху название произошло от св. Мелании, день которой приходится на 13 января (31, 12 - по старому стилю). На Маланку всю ночь молодежь (в масках или без них) щедруют, ходит с «козой», девушки одеваются в костюмы Василия, а парни в костюмы Миланы, после чего играются потешный свадьбы. По советов. времен сохранилась только в отдаленных селах Галиции и Буковины. От кон. 1980-х возродилась.

    На Тернопольщине Маланку проводят ежегодно в селе Горошова Борщевского района и других селах над Днестром . На Буковине Маланку называют «Переберия» , праздник заканчивается купанием в реке. В Маланку нередко используют совр. мотивы и персонажи (воины, врачи и др.)
  • Всё-таки существует ад на земле. :)
  • Дебилизм